Если вы не равнодушны к военной технике и тем более любите авиацию, то посетив Пекин, обязательно зайдите в Китайский музей авиации ( 中国航空博物馆). Кстати, он является самым крупным во всей Азии и единственным в Китае. Расположился музей авиации у подножия горы Датаншань в районе Чанпин.
Впервые музей был открыт 11 ноября 1989 года. Основан он был в честь сорокалетия со дня основания Военно-воздушных сил Китайской Народной Республики. Частично комплекс расположен внутри пещер Датаншаня, которые когда-то были частью системы бункеров авиабазы Шахэ. В общей сложности длина тоннелей составляет более 500 метров, при том, что ширина их 40 метров и высота 11 метров.
За вход в музей придется заплатить ¥50, если вы желаете еще и посетить отдельные аттракционы, то придется дополнительно доплатить ¥5. К примеру, к таким аттракционам относится, осмотр интерьера самолёта, выполнявшего роль госпиталя, самого Мао Цзэдуна.
Музей насчитывает более трех сотен различных самолетов, более двух сотен типов вертолётов, а также более тринадцати тысяч образцов других видов вооружения, среди которых имеются культурные памятники государственную важности. Большая часть экспонатов относится к периоду становления КНР, а также ко временам Холодной и Корейской войн.
Одним из самых старых представителей этого авиационного музея является самолет Хок-III, поставленный в Китае американцами в 1932 г. Самым первым среди советских самолетов в музей попал И-16. Правда он имеет не полностью советскую комплектацию, так как на нем установлен пулеметы собственного китайского производства, в стандартной же комплектации устанавливались советские ШКАСы. В 1940 г. Советский Союз доставила более двухсот самолетов такого типа.
Среди музейных экспонатов можно увидеть и японские самолеты, с которыми приходилось воевать китайским военно-воздушным силам в годы войны. Это истребитель Tashikawa-98, Зеро, «бомбардировщик Kawasaki-99″. Эти все они самолеты были восстановлены уже после войны, в мирное время.
Также здесь можно увидеть первый китайский самолет, которым стал транспортный «Чжунюнь-1″, полностью сделанный из дерева. Кроме того, среди прочих экспозиций в авиационном музее Пекина вы увидите много самолетов задействованных в период Второй Мировой войны: истребители «Мустанг» Р-51 и D Р-40 Е и, транспортные самолеты — С-47 «Дакота» и С-46 «Коммандо». Как не сложно догадаться из названия, они были переданы Китаю американцами. Вместе с американским «Мустангом» Р-51 D имеется английский бомбардировщик «Москито». Этот самолет использовали в составе своего вооружения националисты в период войны с коммунистами в 1946 г. Имеются и другие самолету, принимавшие участие в этом конфликте, только на стороне коммунистов, к ним относится По-2. В период 1950 — 1951 г.г. Китай принял от СССР массу современной авиационной техники. Вся эта техника также представлена в музее. Сюда относятся самолеты: Ла-11, Ла-9, Ил-10, МиГ-9, Як-17 УТИ, Як-11, а также четыре бомбардировщика Ту-2 и самый первый реактивный истребитель, которым стал МиГ-15. Тут же подставлен и главный конкурент МиГ-15 в период Корейской войны — F-86 «Сейбр». Этот самолет китайцам подарили пакистанские ВВС.
Среди экспонатов вы также можете посмотреть на учебный самолет Як-18 и китайский его вариант CJ-5, последних в музее имеется целых три, а также собственный самолет, спроектированный китайскими инженерами на их основе — CJ-6.
В 1955 г. Советский Союз предоставил Китаю бомбардировщик Ту-4. Двое из таких самолетов представлены в музее. Один из самолетов был использован в качестве носителей беспилотников «Чанхун-1″, второй в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения. Здесь же можно полюбоваться первым реактивным самолетом, который был полностью спроектирован китайцами J-5, созданный на основе МиГ-17 Ф. Самолет представлен в двух вариантах — учебно-боевой и боевой. Кроме того в музее практически вся линейка самолетов-китайских модификаций МиГ-19 (J-6). На основе этого МиГа был спроектирован и первый полноправно серийный китайский самолет А-5, на который тоже можно посмотреть в музее полностью во всех модификациях, начиная с носителя атомного оружия А-5А и заканчивая торпедоносцем А-5В.
Можно увидеть в авиационном музее и самолеты H-5, которые создавались также на основе советского самолета Ил-28, H-6 — спроектированного на основе советского бомбардировщика Ту-16. В музее он представлен в сопровождении двух истребителей J-7 (вариант МиГ-21).
Кроме того здесь имеются самолеты полностью китайской конструкции — это J-8 и J-12. В музее также имеются представители транспортной авиации: Ил-12, Ли-2, Y-5, Ил-14, Представителями гражданской авиации: Ту-124, Ан-24, самолет Ил-18, «Вайкаунт» 810, Ил-62, «Трайдент».
Сохранился и первый китайский вертолет — Z-5, который был построен на основе Ми-4, Z-6, , 701 созданный на основе американского Bell-47, несколько Ми-24 и Ми -8. Кроме того в музее имеется и отдел средств ПВО и ракет, двигателей, вооружения и пр. Все эти экспонаты говорят о развитии ВВС НОАК, также музей призван пробуждать патриотизм у его посетителей. С похожей миссией в Пекине работает и Китайский музей науки и техники, который тоже достоин внимания посетителей столицы.
Чтобы рассмотреть все достопримечательности музея, понадобится довольно много времени, поэтому при планировании экскурсии, следует учитывать этот момент. Работает музей авиации Пекина с девяти утра, до четырех часов вечера. Добраться до него можно автобусами следующих маршрутов: 912, 845, 919 и 945.
Любителям звездного неба и астрономии рекомендуем посетить Пекинский планетарий, который оснащен самой современной техникой.